воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Бизнес Олега Владимировича Дерипаски

СТАНОВЛЕНИЕ БИЗНЕСА




Дерипаска начал строить свой собственный бизнес в 1993 г. Тогда он был генеральным директором компании «Алюминпродукт», занимавшейся продажей продукции Саянского алюминиевого завода. И, по заданию Trans World Group, совладельцами которой был Дэвид и Саймон Рубины, Лев и Михаил Черные, Дерипаска начал скупать акции этого предприятия. Однако не только для TWG, но и для себя. Сформировав большой пакет акций СаАЗа, он вошел в совет директоров завода, а затем, в ноябре 1994 г., стал и его гендиректором.






Завод пришлось отстаивать в ходе ряда конфликтов. Одним из самых ожесточенных противостояний был конфликт с акционерами «Ачинского глиноземного комбината», который является основным поставщиком глинозема на СаАЗ, – Анатолием Быковым и Владимиром Татаренковым. После собрания акционеров АГК в апреле 1995 г., на котором присутствовал Дерипаска, на одной из дорог его поджидала группа гранатометчиков. «Лишь случайное изменение маршрута позволило избежать неприятностей», – вспоминал он в 2000 г. в интервью «Огоньку».





Приходилось конфликтовать и с властями. В апреле 1997 г. мэр Саяногорска Сергей Бондаренко выступил с инициативой национализировать СаАЗ. Контрольный пакет акций этого предприятия, по его мнению, «должен находиться только в руках государства». «Иначе ежегодные многотриллионные доходы завода будут по-прежнему уходить в зарубежные банки к фактическим владельцам завода – финансовой группировке, которую возглавляют братья Черные», – заявлял Бондаренко в обращении к правительству страны.





КРУПНЕЙШАЯ АЛЮМИНИЕВАЯ КОМПАНИЯ





Закрепившись на СаАЗе, Дерипаска последовательно шел по пути укрупнения бизнеса и создания мощной алюминиевой компании. Первый шаг был сделан 19 июля 1996 г. Тогда руководители Саянского и Братского алюминиевых заводов, «Залогбанка», «Павлодарского алюминиевого завода» (Казахстан) и компании Trans World Ltd. подписали протокол о создании группы «Сибирский алюминий».





В 1997 г. Дерипаска и Михаил Черной, поссорившийся с братом, решили последовать примеру Владимира Лисина и разорвать отношения с Trans World Group, которая контролировала 37,8% акций СаАЗа. В конце года представители TWG были выведены из совета директоров завода, трейдинговые операции переведены на оффшоры Дерипаски, а в апреле 1998 г. была проведена допэмиссия акций завода, в результате которой доля TWG уменьшилась до 15%. Правда, одновременно с 15% до 6% уменьшилась и доля государства, но Дерипаска безвозмездно передал 9% акций СаАЗа Российскому фонду федерального имущества. TWG аннулировать эмиссию не удалось – на стороне Дерипаски выступил РФФИ. В апреле 1999 г., когда Арбитражный суд г. Москвы признал незаконность этого выпуска акций, РФФИ опротестовал это решение, так как к тому времени уже продал свой пакет акций.





А Дерипаска активно скупал новые активы. В 1996 г. СаАЗ, которому изначально принадлежало 46% акций завода по производству фольги «Саянал», довел свою долю в нем до 70%. В 1997 г. были приобретены крупный пакет акций «Николаевского глиноземного завода» и «Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты», в 1998 г. – «Самарский металлургический комбинат», впоследствии проданный американской Alcoa за $257 млн.





Но это были локальные операции. Генеральное сражение началось в 1999 г., когда Дерипаска начал лоббировать отмену льгот на внутренний толлинг сырья для производства алюминия. Это был удар по конкурентам «Сибала» – Красноярскому и Братскому алюминиевым заводам (Анатолий Быков, Василий Анисимов и TWG) и Новокузнецкому («Группа МИКОМ» братьев Живило), которые работали главным образом по толлинговой схеме. Благодаря его усилиям или нет, но кампания была выиграна – правительство России льготы на толлинг отменило.






В этот же период Дерипаска сблизился с тогдашним руководителем РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом. При его поддержке «Сибал» получил контроль над «Николаевским глиноземным заводом». А иск кузбасской дочки РАО – «Кузбассэнерго» – привел к тому, что на «Новокузнецком алюминиевом заводе» Михаила Живило была начата процедура банкротства, управляющим стал представитель «Сибирского алюминия». Впоследствии братья Живило продали свой пакет акций завода предпринимателю Григорию Лучанскому, а тот переуступил его Дерипаске в марте 2001 г.





С помощью банкротства Дерипаска получил и контроль над другим поставщиком КрАЗа – «Ачинским глиноземным комбинатом». В середине января 2000 г. акционеры КрАЗа окончательно утратили контроль над АГК, когда Федеральный арбитражный суд Уральского округа восстановил в должности внешнего управляющего Глеба Фетисова. Впоследствии «Альфа-групп» Михаила Фридмана, контролировавшая кредиторскую задолженность завода, перепродала ее структурам Дерипаски.





Давление вынудило акционеров КрАЗа, БрАЗа и АГК в феврале 2000 г. продать свои активы акционерам «Сибнефти» – Роману Абрамовичу и Борису Березовскому, а также Бадри Патаркацишвили. Черной и его партнеры надеялись на противостояние между Абрамовичем, Березовским и Дерипаской, но те уже в марте 2000 г. приняли решение о сотрудничестве – была создана компания «Русский алюминий», совладельцами которой в равных долях стали «Сибал» и акционеры «Сибнефти», а вопросами оперативного управления занимался Дерипаска. Быков, кстати, потом заявил, что план по отъему собственности был разработан именно акционерами «Сибнефти». «Когда Лебедь приезжал в край, чтобы его возглавить, уже был разработан план, как у меня все это забрать... За ниточки дергал», – сказал он в интервью РИА «Новости» в 2009 г.






Но триумвират собственников «Русала» просуществовал недолго. Сначала Абрамович выкупил доли Березовского и Патаркацишвили, а затем продал и эти акции, и свои собственные Дерипаске. Березовский до сих пор считает эти транзакции отъемом собственности. В интервью «Коммерсанту» в 2005 г. он утверждал, что он и его партнер были вынуждены продать 25%-ную долю в «Русале» Абрамовичу за $500 млн под давлением, в том числе, со стороны Владимира Путина и Александра Волошина.





А с другими прежними владельцами заводов «Русала» Дерипаска договорился. За размытую долю Быкова в КрАЗе и отказ от судебного преследования он заплатил $107 млн., в марте 2005 г. предположительно за $50 млн заключил мировую с Михаилом Живило, а в июне соглашение об урегулировании спора было подписано и с братьями Черными.





А затем произошло еще одно укрупнение. В октябре 2006 г. Дерипаска договорился с СУАЛом Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника, а также с Glencore об объединении алюминиевых активов в новый холдинг – «Объединенную компанию «Русал» (UK Rusal). 66% ее акций Дерипаска контролирует через En+ (подразделение своего главного холдинга «Базовый элемент»), 22% принадлежит Вексельбергу и Блаватнику, а 12% – Glencore.






ПОПЫТКА ПОГЛОЩЕНИЯ «НОРНИКЕЛЯ»



В 2008 г. Дерипаска, одержимый, наверное, идеей создания крупнейшей металлургической компании в мире, попытался воспользоваться конфликтом акционеров «Норильского никеля» – Владимира Потанина и Михаила Прохорова. По плану раздела их активов Прохоров должен был продать Потанину блокпакет «Норникеля», однако покупатель потребовал существенного дисконта к рыночной цене, аргументируя это тем, что других заинтересованных лиц не найдется.





Но вышло по-другому. Дерипаске долгое время не удавалось найти $7 млрд для выкупа доли Прохорова, но в апреле 2008 г.сделка состоялась: партнеры по «Русалу» выплатили ему около $4,2 млрд и передали 14% акций UC Rusal. $4,5 млрд Дерипаска для проведения этой операции был вынужден занять у западных банков под залог приобретаемых акций, а затем перекредитоваться в ВЭБе.






Попытка поглощения «Норникеля» может дорого стоить «Русалу» – на начало 2009 г. в самой компании еe долг оценивали в $16,8 млрд. В текущий момент наибольшей угрозой для нее является необходимость погасить в ноябре 2009 г. кредит ВЭБа в размере $4,5 млрд. Один из совладельцев «Русала» Вексельберг даже не исключил возможности того, что компании придется продать блокпакет «Норникеля» для расчетов с кредиторами.





ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ



Головной компанией конгломерата Дерипаски, является холдинг «Базовый Элемент». Все активы структурированы в шесть секторов.





Энергетический сектор (En+) включает в себя: ОК «Русал», Центрально-европейскую алюминиевую компанию» (управляет черногорскими алюминиевым заводом «Комбинат Алюминия Подгорицы» и бокситовым рудником «Рудник Боксита Никшича»), ДОЗАКЛ, «Евросибэнерго» (управляет пакетами акций «Иркутскэнерго», «Красноярской ГЭС», «Братской ГЭС») и «Объединенную нефтяную компанию» («Афипский нефтеперерабатывающий завод» и несколько нефтесервисных компаний).






Машиностроительный сектор («Русские машины») управляет «Группой ГАЗ», авиационным заводом «Авиакор», «РМ-Системз» (производство автокомпонентов), «Военно-промышленной компанией» (производство военной техники на «Арзамасском машиностроительном заводе», «Заводе корпусов» и ХК «Барнаултрансмаш»), а также «Русской корпорацией транспортного машиностроения» (грузовое вагоностроение).





Ресурсный сектор (Element Resources Ltd.) состоит из управляющей компании «Союзметаллресурс» («Сорский ГОК», «Жирекенский ГОК», «Жирекенский ферромолибденовый завод» и др.) и УК «ЛПК Континенталь Менеджмент» (Байкальский и Енисейский ЦБК). В управлении Element Resources Ltd. также находится блокпакет «Архангельского ЦБК», за который Дерипаска боролся с Владимиром Крупчаком.





Авиационный сектор («Базэл Аэро») управляет аэропортами Сочи, Краснодара, Геленджика и Анапы. В секторе также есть компании «Базэл Аэро Девелопмент», которая занимается в аэропортах операциями, не связанными с авиаперевозками, и «Базэл Аэро Инжиниринг» (реконструкция аэропортов). Еще один актив – авиакомпания «Авиационные линии Кубани».






В сектор финансовых услуг входят «Ингосстрах», «Элемент Лизинг» (лизинг автотранспорта и оборудования), НПФ «Социум» и УК «Ингосстрах Инвестиции».





Строительный сектор («Главстрой») включает все строительные активы компании – «Трансстрой», «Главмосстрой», «Моспромстройматериалы», ОАО «Главстрой» (девелоперское подразделение), «БазэлЦемент», «Альтиус Девелопмент», «БЭЛ-Девелопмент», «Базэл-Недвижимость», «Русские отели», «БазэлДорСтрой» и «Центральный научно-исследовательский институт транспортного строительства».





В целом состояние бизнеса Дерипаски сейчас нельзя назвать устойчивым. Его компании в массовом порядке не рассчитываются с подрядчиками, не обслуживают банковские кредиты, а в одном из подразделений «Главстроя» – субхолдинге «МПСМ» началась процедура банкротства. Бывший сотрудник Дерипаски Петр Золотарев, руководивший «Русскими машинами», откровенно иронизировал в интервью «Ведомостям» по поводу ситуации в «Базовом элементе»: «Я думаю, что наше веселье (тяжелая ситуация в «Амтел-Фредерштайн» – прим. ред.) по сравнению с его театром сатиры и юмора – это просто детский сад».





Под влиянием кризиса Дерипаска вынужден был вернуться к управлению собственными активами. Он вновь стал генеральным директором «Русала» и «Базэла». В этом качестве ему удалось договориться с Прохоровым, которому «Русал» оставался должен еще $2,8 млрд, о реструктуризации долга. $2 млрд были конвертированы в 4,5% акций Русала, а еще $800 млн погашены с помощью выпуска облигаций дочек компании. Что касается задолженности перед западными банками, долг перед которыми составляет $7,4 млрд, пока Русалу удается договариваться об отсрочках. 




УЧАСТИЕ В ПОЛИТИКЕ



Недолгое партнерство с Чубайсом сопровождалось для Дерипаски спонсированием «Союза правых сил». На выборах в Государственную Думу 1999 г. советник Дерипаски, нынешний владелец «Независимой газеты» Константин Ремчуков вошел в федеральную часть списка СПС, а пресс-секретарь «Сибала» Владимир Александров заявлял «Ведомостям», что «руководство группы никогда не скрывало, что поддерживает «Союз правых сил». Впоследствии, когда отношения главы РАО «ЕЭС» и владельца «Базэла» сильно ухудшились, Дерипаска перестал поддерживать СПС.





«Дружба» с ЛДПР оказалась существенно более длительной. В 2003 г. по списку ЛДПР в Госдуму прошел заместитель гендиректора по внешним связям «Русала» Евгений Иванов, который сейчас работает в «Главстрое». А в 2007 г. в Думу от этой партии были избраны давний соратник Дерипаски Аркадий Саркисян и Татьяна Дубровская, в 1992 г. являвшаяся главным бухгалтером в компании «Киев-Алюминпродукт», в 1997 – 2004 гг. – главой финансовых служб «Сибирского Алюминия» и «Базового Элемента», а в 2004 – 2005 гг. – генеральным директором «Ингосстраха».

Комментариев нет:

Отправить комментарий